Околоплодник пшеницы

Содержание
  1. Состав зародыша семени пшеницы
  2. Строение зерновки
  3. Строение семени
  4. Оболочка
  5. Тип плода пшеницы
  6. Строение зародыша семени
  7. Питательные вещества в зерне
  8. Химический состав зародыша зерна
  9. Зерно: строение, структура и химический состав
  10. Анатомическое строение зерна пшеницы
  11. Оболочки
  12. Эндосперм
  13. Пшеничный зародыш
  14. Вещества, содержащиеся в зерне
  15. Энергетические свойства
  16. Польза пшеницы
  17. Заключение
  18. § 1. Строение семян
  19. Лабораторные работы
  20. Вопросы в конце параграфа
  21. Подумайте
  22. Задания
  23. Словарик
  24. Плод
  25. Деление плодов на группы
  26. Виды плодов
  27. Соплодие
  28. Семя
  29. Строение семени двудольного растения
  30. Определение неорганических веществ в семени
  31. Определение органических веществ в семени
  32. Определение растительных жиров в семенах растений
  33. Прорастание семян
  34. Условия необходимые для прорастания семян
  35. Влияние температуры на прорастание семени
  36. Дыхание семян
  37. Влияние запасов питательных веществ в семени на развитие проростков
  38. Период покоя растения
  39. Время посева и глубина заделки семян

Состав зародыша семени пшеницы

Околоплодник пшеницы

Зерновые культуры — исходное сырье для изготовления муки, макаронных и хлебобулочных изделий, кормов для скота. Наиболее ценными в пшенице являются ферментативные, белковые и углеводные свойства. Семя злакового растения называется зерновкой. Строение зерна пшеницы и его составляющие — важная информация для тех, кто стремиться повысить урожайность зерна.

Строение зерновки

Строение зерновки пшеницы (продольный разрез):

  • 2 плодовые оболочки;
  • 2 семенные оболочки;
  • алейроновый слой эндосперимия;
  • щиток;
  • почка;
  • зародыш;
  • корешки зачатков;
  • эндосперм;
  • хохолок.

У пленчатых сортов зерновка пшеницы покрыта чешуйками, прикрывающими цветок. У голозерных сортов зернышки быстро отделяются от чешуек.

Строение семени

Строение семени пшеницы основывается на эндосперме. Он представляет из себя ядро мучнистой структуры. В центральной его части расположены крупные, тонкостенные, обычно неправильной формы клетки. По мере удаления от центра клетки приобретают прямоугольную форму. Внутри клеточных структур расположены белки, образующие сплошную матричную систему с крахмальными гранулами.

Краевой слой эндосперимия алейроновый. По внешнему виду он резко отличается от структуры остального семени. Его формируют клетки с толстыми стенками, похожие на кубики.

Оболочка

Оболочки играют защитную функцию. Голозерные сорта имеют 2 оболочки. Снаружи перикарпий, образующийся из тканей завязи.

Перикарпий состоит из трех слоев, формируемых толстостенными клеточными одревесневшими структурами, полыми внутри. Локализация клеток напоминает по структуре кирпичную кладку.

Такое положение делает оболочку более плотной, способной выдерживать механические повреждения.

Семенную оболочку формируют стенки почки. Состоит она из нескольких слоев мелких клеточных структур, неправильной формы. Центральный слой содержит красящее вещество, придающее цвет семени.

По внешнему виду строение семя пшеницы напоминает цилиндр, заостренный сверху и снизу. Цвет его желтовато-золотистый. Структура плотная.

Тип плода пшеницы

Зерновка относится к паракарпным формированиям. Основной ее слой выстлан паракарпным гинецеем. К однодольному типу пшеницу относят, опираясь на характерные морфологические признаки:

  • Мочковатое корневище — основные корни в процессе роста уходят глубоко в землю, второстепенные располагаются в поверхностном слое.
  • Семена пшеницы состоят из одной доли.
  • Стебель представляет собой вытянутый столбик, полый, разделенный изнутри перегородками.
  • Отсутствует сердцевидная стадия.
  • Семена пшеницы однодольного типа строения с тонким околоплодником, плотно прилегающим к кожуре зерна.

Строение зародыша семени

Строение зародыша зерна пшеницы:

  • корешки — центральный и 1-2 пары вторичных;
  • апикальная меристема;
  • стебелек;
  • почечка.

Рассмотреть его можно только при помощи лупы. Семядоля (щиток) представляет собой тонкую пластинку, прилегающую к эндосперму, состоящую из алейроновых клеток. Паренхимная часть щитка состоит из пористых оболочек. По центральной части семядоли проходит линия (тяж), соединяющийся с пучком корешковых сосудов у основания почки. Нижняя область щитка соединена с тканью колеоризы.

С внешней стороны, граничащей с эндоспермом, семядоля покрыта секреторными клетками (эпителием). В момент прорастания эти клеточные структуры выделяют ферменты, расщепляющие сложные питательные соединения на простые водорастворимые элементы.

Щиток образует выступ (лигула) в верхней части зародыша, который закрывает почку от повреждений. В нижней части расположен эпибласт орган, поглощающий влагу из почвы в период прорастания, и передает ее по сосудистой системе.

Апикальная меристема обеспечивает развитие из зародыша полноценного ростка. Она продуцирует все новые клеточные структуры.

Почечка точка роста, состоящая из 3 листовых эмбрионов. Развивается обычно только 2, а 3-й представлен дуговидным валиком. Наружную часть почечки покрывает колеоптиле, предохраняющий семя от повреждений в период вегетации.

В колеоптилярном узле расположены центральный корень и 1-2 пары дополнительных. Все они покрыты пленками из калиптрогена. Внешний слой центрального корня состоит из дерматогена, который превращается в эпиблему в момент прорастания. Последующий слой периблема преобразуется в первичную кору. Плерома — начальный слой центральной цилиндричной полости.

Питательные вещества в зерне

В зерновке запасы питательных веществ содержатся в эндосперме. Наружный его слой, примыкающий к оболочке, содержит зерна алейрона, богатые азотистыми соединениями. Под эндоспермом расположены крахмалсодержащие клетки.

Семена пшеницы содержат в своем составе:

  • 75-85% крахмала;
  • 2% сахарозы;
  • 0,3% редуцирующего сахара;
  • 15% белка (глианид, глютенин);
  • 0,5% золы;
  • 0,8% жира;
  • 1,5% пентозана;
  • 0,12% клетчатки.

Слои эндосперма отличаются по содержанию белка. От центральной части до периферии его количество в слоях растет от 7 до 16%. Семена пшеницы состоят из эндосперимия, который занимает около 80% общей массы культуры.

Химический состав зародыша зерна

Зародыш зерна пшеницы состоит из следующих химических элементов:

  • витамин Е 150 мг/кг;
  • В1 19 мг/кг;
  • В2, В6 по 12 мг/кг;
  • РР 65 мг/кг;
  • положительные зольные, микро-, макроэлементы;
  • активные ферменты.

Массовая часть зародыша составляет 2-3%. Пшеничные белки содержат в своем составе незаменимые кислоты. В масле пшеницы главными элементами выступают олеиновые и линолевые кислоты. Помимо этого, в зернах пшеницы имеются каротиноиды, альфа-токоферол, стерины.

Питательные вещества постоянно кочуют от растения к семязачатку в период вегетации.

За счет этого процесса значительное количество питательных соединений скапливается в эндосперме. Зародыш полностью отделяется от семяножки, а питательные вещества переходят в созревшие плоды. Семечко высыхает, теряя влагу. Кожура становится твердой, окружая защитным слоем уже новый зародыш.

Источник: http://NaLugah.ru/zernovye/pshenica/zarodysh-semeni-pshenicy-sostoit-iz.html

Зерно: строение, структура и химический состав

Околоплодник пшеницы

Зерна пшеницы являются сырьем для создания муки, из которой впоследствии готовят хлеб и макаронные изделия. Также зерновые культуры подходят для кормления домашнего скота.

Пшеница – это кладезь полезных веществ, она полна белками и углеводами, необходимыми для нормального функционирования человеческого организма.

Семена растения также называют зерновкой, а ее строение – это важные знания для людей, которые хотят правильно вырастить пшеницу.

Анатомическое строение зерна пшеницы

Продольный разрез зерна показывает, что оно состоит из:

  • 2 оболочек плода;
  • 2 оболочек семени;
  • алейроновой оболочки эндосперма;
  • щитка и почек;
  • зародыша;
  • корешков зачатков;
  • эндосперма;
  • хохолка.

Важно, что у представителей пленчатых видов строение зерновки немного отличается: она еще покрыта чешуйками, которые прикрывают цветок. У голозерных типов сердцевина достаточно легко отделяется от чешуек.

Оболочки

Зерно пшеницы имеет несколько оболочек. Они способны хорошо защитить его от непогоды и перепадов температуры. Первая оболочка очень плотная, так как сама состоит из трех слоев, которые объединены перикарпием. Расположение клеток внутри нее выглядит как кирпичная кладка, что и обеспечивает защитную функцию оболочки.

Центральный слой в оболочке содержит пигмент, который и придает окрас зерну. Строение семени включает также наличие почек. Именно их стенки формируют оболочку.

Зерно пшеницы имеет цилиндрическую форму, обладает прочной структурой.

Эндосперм

Эндосперма выглядит как обычное ядро крахмальной структуры. В его центре находятся плотные и неровные клетки, а по мере удаления от центральной части они становятся более ровными, прямоугольными. Внутри этих клеток находятся белки, которые представляют собой цельную систему с крахмальными гранулами.

Алейроновый слой эпидерма представлен иным составом, его клетки больше напоминают куб по форме, структура более плотная и отчетливая.

Пшеничный зародыш

Зародыш пшеницы состоит из корешков (центральных и вторичных), апикальной образующей ткани, стебелька и почечки.

Строение пшеничного зерна и его зародыша можно детально рассмотреть только при помощи специального оборудования. Семядоля зародыша похожа на маленькую пластину. Последняя находится недалеко от эндосперма. Семядоля или щиток состоит из алейроновых клеток. Имеется также специальная линия, которая соединяет щиток с пучком корешковых сосудов.

С внешней стороны семядоля покрыта эпителием. Ему отводится важная роль из-за способности выделять специальные ферменты, которые расщепляют сложные вещества до простых в процессе прорастания зародыша.

Зародыш зерна содержит следующие полезные химические компоненты:

  • витамины E, B1, B2, B6 (больше всего содержится токоферола);
  • различные зольные вещества, микро- и макроэлементы;
  • активные энзимы.

Зародыш имеет вес примерно 2-3 % от общей массы зерна. Строение и состав зерна обуславливают его высокую полезность для человеческого организма. Пшеница содержит в себе незаменимые аминокислоты и клетчатку. Также в ней присутствуют каротиноиды и стерины.

Вещества, содержащиеся в зерне

Знания о строении и химическом составе зерна помогают правильно вырастить культуру, оказав ей должный уход.

Пшеница очень важна для экономики страны, так как она чрезвычайно урожайна и питательна. В городах России продукты из пшеницы имеют первостепенную важность у населения.

Немалый процент содержания эндосперма в пшенице дает возможность получать высшие сорта муки, которая отличается отменным качеством.

Для человека важны многие вещества, содержащиеся в зерне пшеницы, особенно белковые соединения и углеводы, без которых правильная работа организма невозможна.

Помимо полезных веществ, в составе зерна присутствует крахмал, который способен набухать. Также в пшенице есть сахароза, которую выводят разными методами из готовой муки. Она способна вызывать и поддерживать процесс ферментации.

В эндосперме присутствует огромное количество крахмала (78-82 %) от его общей массы, также заметно наличие сахарозы в небольшом объеме, и 13-15 % белков. Последние в основном представлены глиадином и глютенином, которые и создают известную всем клейковину. В эндосперме также присутствуют золы, жиры, пентозаны, клетчатка. В разных слоях эндосперма содержится различное количество белка.

Зародыш пшеницы располагается на остром кончике зерновки, именно из него впоследствии появляется новое растение. Он содержит значительную часть белка (33-39 %), а также различные нуклеопротеиды и альбумины.

В зародыше достаточно большое количество сахарозы – около 25 %, а также в составе присутствуют жиры и клетчатка, минеральные вещества (около 5 %).

Именно зародышевая часть содержит большое количество витаминов и незаменимых веществ для полноценной работы человеческого организма. В основном это токоферол (витамин Е), как и было сказано выше.

Энергетические свойства

Пшеница содержит большое количество питательных веществ, которые в основном содержатся в эндосперме зерна. В строении важную роль играет внешний слой, который содержит алейроны, богатые азотными соединениями. Ниже эндосперма располагаются крахмалосодержащие клетки.

Зерна пшеницы имеют в составе полезные вещества, которые обуславливают важность присутствия продукта в рационе:

  • крахмал в размере 75-85 %;
  • сахарозу;
  • редуцирующую сахарозу;
  • белки разных видов;
  • золы;
  • жиры и углеводы;
  • пентозан;
  • клетчатку.

Пшеница также богата минеральными соединения, аминокислотами. Она важна для организма, так как снабжает его полезными веществами и необходимой энергией.

Пшеница – это сокровищница с веществами, которые отлично питают организм, поддерживая его жизнедеятельность и все процессы обмена. Многие врачи подтверждают этот факт.

Польза пшеницы

Пшеничные зерна имеют три основные составляющие – зародыш, оболочки, эндосперм или ядро. Каждая часть содержит специфичный набор веществ, которые положительно влияют на работу организма.

Пшеница отличается своими необычными свойствами. Она богата питательными веществами, основная доля приходится на углеводы (крахмал, сахароза), также в составе имеет белок, который необходим организму как строительный материал для новых клеток.

В пшенице содержатся витамины A, B, E, D, а также большое количество аминокислот. В комплексе эти вещества способны улучшать состояние иммунной системы, влиять на метаболические процессы, способствовать быстрому росту здоровых волос и улучшению состояния кожи.

Также в составе зерна пшеницы присутствует фолиевая кислота, минералы и углеводы.

О чудотворном влиянии фолиевой кислоты знают уже давно, она отлично влияет на работу мозга, улучшает состояние нервной системы, а также способствует эффективной работе внутренних органов и систем организма. Она обязательно должна присутствовать в рационе беременных женщин для правильного развития плода.

Полинасыщенные жирные кислоты также есть в зернах пшеницы. Немаловажно наличие магния, калия, кальция, железа и фосфора в составе. Пшеница – ценный источник клетчатки, которая значительно облегчает работу желудочно-кишечного тракта, способствует выведению шлаков и токсинов из организма, улучшает общее состояние.

Зерна пшеницы богаты октакозанолом (маслом зародышей пшеницы), в котором содержится витамин E. Именно это масло выводит из организма “плохой” холестерин и способствует накоплению “хорошего”.

Польза присутствия пшеницы в ежедневном рационе подтверждена врачами, которые считают, что она способна улучшать и ускорять обменные процессы. Пища усваивается легче, причем даже тяжелая. Микрофлора кишечника также стабилизируется.

Если она была нарушена, то благодаря пшенице способна постепенно восстанавливаться. Организм также становится устойчив к перепадам температуры за счет улучшения качества работы иммунной системы, поэтому болезни обходят организм стороной.

Вещества, содержащиеся в пшенице, способны защищать от инфекций, а также восстанавливать после болезни.

Заключение

Анатомическое строение зерна представлено оболочками различных типов, эндоспермом и зародышем. Плодовой оболочкой называется внешняя часть зерна. Она состоит из двух слоев, под ней находится семенной слой.

Зародыш разделен на различные части. Питательными веществами зародыш обеспечивает семядоля, это необходимо для его последующего развития в полноценное растение. В эндосперме есть наружный слой и внутренняя мучнистая часть.

На последнюю приходится около 85 % всего веса эндосперма.

Зерно пшеницы богато питательными веществами, витаминами, микроэлементами, аминокислотами и клетчаткой, которые способствуют эффективной работе человеческого организма, укреплению иммунитета, улучшению состояния кожи и волос.

Источник: https://FB.ru/article/450989/zerno-stroenie-struktura-i-himicheskiy-sostav

§ 1. Строение семян

Околоплодник пшеницы

1. Какие растения имеют семена?

Семена имеют все растения, которые относятся к отделу Покрытосеменных и Голосеменных: злаковые растения, цветочные растения, хвойные растения, лиственные растения и т.д.

2. Какова роль семян в жизни растений?

При помощи семян Покрытосеменные и Голосеменные растения размножаются и расселяются на разные территории. Способ распространения семян может быть самый разнообразный: они могут разноситься ветром как у одуванчика, могут переносится дикими животными как семена дуба жёлуди, могут перемещаться человеком как семена злаковых или огородных растений.

3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?

У семян есть плотная защитная оболочка. Поэтому, в отличие от спор, семена намного лучше защищены от неблагоприятного воздействия окружающей среды. 

В семенах содержится необходимый запас питательных веществ. Поэтому процент всхожести и выживаемости молодых растений размножающихся семенами намного выше, чем у споровых растений.

Семена могут храниться продолжительное время и начинают прорастать как только попадут в подходящие условия. Споры должны сразу попасть в необходимую им среду, в противном случае они могут погибнуть.

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Строение семян двудольных растений

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму — Форма набухших семян фасоли остаётся прежней, а размер увеличивается.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке — Рубчик фасоли находится на вогнутой стороне семени (в углублении).3.

Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.

6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества — Питательные вещества находятся в семядолях.
7.

Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения —  Запас питательных веществ семени двудольных растений находится в запасающей ткани — эндосперме либо в самом зародыше. У фасоли запас питательных веществ находится в самом зародыше — в двух семядолях. 

Вывод:

Фасоль является двудольным растением. Она не имеет эндосперма и все питательные вещества запасает в двух семядолях (части самого зародыша).

Лабораторная работа: Строение зерновки пшеницы

1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы — Зерновка пшеницы (зерно) имеет вытянутую продолговатую форму. Цвет зерновки пшеницы — золотисто-желтый.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок.

Объясните, почему она не снимается — Кожистый околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому снять его невозможно.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш.

Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша — Зародыш зерновки состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.

5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений — У ландыша (однодольного растения) эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У частухи (однодольного растения) созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша.

Вывод:

Зерновка пшеницы является однодольным растением. У неё есть маленький зародыш с одной семядолей и большой эндосперм.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие растения называют двудольными, а какие — однодольными?

Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю называют однодольными, а растения, содержащие в зародыше семени две семядоли называют двудольными.

2. Каково строение семени фасоли?

Семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша. Зародыш фасоли состоит из стебелька, почечки, корешка и двух семядолей.

3. Где находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?

У фасоли запас питательных веществ находится в семядолях зародыша, а у миндаля и ясеня запас питательных веществ находится в эндосперме.

4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

Зерновка пшеницы состоит из околоплодника, сросшегося с семенной кожурой, эндосперма и зародыша. Зародыш зерновки пшеницы состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.

5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?

  • У зерновки пшеницы, как и других злаков, эндосперм прилегает к зародышу.
  • У ландыша эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему.
  • У частухи созревшие семена не имеют эндосперма вообще.

6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

У зародыша однодольного растения имеется одна семядоля, а у двудольного растения — две семядоли.

Подумайте

Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

Семенные растения наиболее жизнеспособны, чем другие виды растений: папоротники, споровые растения, голосемянные растения, так как у них более совершенные репродуктивные (генеративные, предназначенные для размножения) органы. Так, семена таких растений:

  • защищены плотной семенной оболочкой;
  • внутри семени (в семядолях или в эндосперме) содержится достаточный запас питательных веществ и воды;
  • семена могут переноситься ветром, птицами и животными, водами рек и ручьёв и т.д.;
  • способны быстрее произрастать и развиваться.

Задания

Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.

Рассмотрим семя яблока

Рассмотрим семя тыквы

Вывод: Яблоня и тыква — двудольные растения, но у яблони есть эндосперм, а у тыквы все питательные вещества расположены в семядолях, а эндосперма нет.

Словарик

Однодольные растения — это растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю (пшеница, кукуруза, лук и т.д.)

Двудольные растения — это растения, имеющие в зародыше семени две семядоли (фасоль, горох, яблоня и т.д.)

Семядоли — это зачаток первых листьев будущего растения

Эндосперм — это специальная часть семени, которая содержит запас питательных веществ

Зародыш — это зачаток будущего растения

Семенная кожура — это защитная оболочка семени

Семяножка — это отросток, которые прикрепляет семя к растению

Микропиле — это маленькое отверстие в месте прикрепления семени и семяножки, через которое в семя проникают воздух и вода.

Источник: https://bio-geo.ru/uc-pasechnik-6-1/

Плод

Околоплодник пшеницы

Плод – генеративный орган покрытосеменных растений, включающий в себя семена и образующийся из одного цветка. Плод играет ключевую роль в размножении и распространении цветковых (покрытосеменных) растений.

функция плода – формирование, защита и распространение содержащихся в нем семян. Плоды употребляют в пищу животные, и, что очень важно, семена устойчивы к действию соков в пищеварительном тракте за счет плотных покровов – семенной кожуры, так что семена выходят из ЖКТ неповрежденными.

Количество семян в плоде равно количеству семязачатков, образующихся в завязи. Из стенок завязи развивается околоплодник, защищающий семена от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Околоплодник также называется перикарпий от греч. karpós плод. Перикарпий состоит из трех слоев: наружного – экзокарпия (гр.exo снаружи, вне), среднего – мезокарпия (от греч. mesos средний, промежуточный), внутреннего – эндокарпия (греч. endo — внутри).

Деление плодов на группы

По каким наиболее важным признакам можно классифицировать плоды?

  • По количеству семян плоды подразделяются на:
    • Односемянные – имеют одно семя, развившееся из единственного семязачатка. У подсолнечника, пшеницы.
    • Многосемянные – содержат множество семян, каждое из которых сформировано одним семязачатком. У тыквы, помидора, гороха, смородины.
  • По содержанию воды в составе околоплодника плоды делятся на:
    • Сочные – околоплодник представлен сочной мякотью. Вишня, огурец, крыжовник, слива, яблоня.
    • Сухие – с кожистым или деревянистым околоплодником. Пшеница, подсолнечник, горох, капуста.
  • По особенностям вскрывания плодов:
    • Вскрывающиеся – сухие многосемянные плоды. У них плоды раскрываются и семена выпадают. Такие плоды есть у гороха (раскрываются двумя створками), мака (раскрываются двумя дырочками).
    • Невскрывающиеся – почти все односемянные и сочные плоды. Орех, желудь, зерновка.

Виды плодов

Плоды подразделяются на основе типа гинецея. Гинецей (лат. gynaecēum, греч. — женская половина [в древнегреческом доме]) – совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько пестиков цветка.

Имеется и другое определение. Гинецей – совокупность пестиков цветка (частей цветка, образованных плодолистиками). На основе этого выделяют:

  • Плоды монокарпии (от др.-греч. μόνος «один»)
  • Гинецей состоит из одного пестика, образованного одним плодолистиком.

    • Однолистовка – сухой многосемянной плод, вскрывающийся по брюшному шву. Такие плоды имеются у растений рода сокирки (консолида), у цимицифуги, багрянника, живокости полевой.
    • Однокостянка – плод костянка с одной косточкой, невскрывающийся. Содержит внутри косточку (твердый эндокарпий). У вишни, черемухи, персика – сочная однокостянка, у миндаля – сухая кожистая.
    • Боб – сухой одно-, дву-, многосемянной плод. Семена внутри располагаются на створках, отсутствует перегородка (в отличие от стручка!). Боб характерен для семейства бобовые: фасоль, горох, арахис, донник, акация.
  • Плоды апокарпии
  • Из каждого отдельного пестика на цветке развивается свой свободный плод, эволюционно эти плоды наиболее древние. Возникают из цветов с верхней завязью.

    • Многокостянка – многосемянной сборный плод, состоящий из двух или более сочных костянок на сухом цветоложе. Мезокарпий у каждого плода сочный, эндокарпий – сухой. Имеется у малины, ежевики.
    • Многолистовка – многосемянной сборный плод, состоящий из нескольких листовок – 2 и более. Имеется у купальницы, калужницы болотной.
    • Многоорешек – многосемянной сборный плод, образованный отдельными невскрывающимися односемянными плодами – орешками. Встречаются многоорешки также у лютиков, горицветов, лапчаток.
    • Земляничина (фрага) – плод типа многоорешка, с особенностями: у земляники орешки расположены в мякоти сочного разросшегося цветоложа.

  • Плоды ценокарпии
  • Наиболее многочисленная группа плодов, развивающихся из цветков, как с верхней, так и с нижней завязью. Несмотря на то, что завязь в цветке одна, ее происхождение связано со сращением между собой двух и более плодолистиков.

    • Ягода – многосемянный невскрывающийся плод с сочным мезокарпием, экзокарпий которого состоит из тонкой кожицы. Есть у помидора, смородины, винограда.
    • Яблоко – многосемянный сочный невскрывающийся плод. Имеется у груши, яблони, боярышника, айвы, рябины.
    • Тыквина – напоминает яблоко, но отличается твердым толстым экзокарпием. Имеется у тыквы, арбуза, огурца, дыни, кабачка.
    • Коробочка – многосемянный сухой вскрывающийся плод. Созревая, коробочка рассыпает семена, и они рассеиваются по прилежащей территории. Коробочка образуется в результате срастания нескольких плодолистиков. У разных растений коробочки отличаются по форме и способу вскрывания. Имеются у мака, дурмана, наперстянки.
    • Стручок – многосемянный сухой плод. Стручки бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся. Между створками имеет перегородку, на которой располагаются семена. Отдельно выделяют стручочек – это стручок, у которого длина меньше ширины, равна ей или превышает ее в 2-3 раза. Имеется у сурепки, капусты.
  • Плоды псевдомонокарпии
  • У псевдомонокарпных плодов в гинецее изначально закладывается два и более плодолистиков, но развивается только один, остальные подвергаются редукции.

    • Семянка – односемянный сухой невскрывающийся плод у растений с кожистым (большей частью) околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой. Характерен для представителей семейства сложноцветные: одуванчик, подсолнечник, череда, репейник.
    • Зерновка – односемянный сухой плод, с тонким пленчатым перикарпием. Перикарпий срастается или плотно прилегает к семенной кожуре. Зерновка характерна для ржи, пшеницы, кукурузы.
    • Орех – односемянный (редко двусемянный) сухой невскрывающийся плод, с сильно утолщенным, почти деревянистым перекарпием. Встречается у орешника, липы, ольхи, березы, лещины.

Соплодие

Соплодием называют любую совокупность близкорасположенных или сросшихся плодов, развивающуюся из соцветия (нескольких цветков). Вы должны проводить четкую границу между соплодием и сборным плодом, который возникает из одного цветка. Примерами соплодия являются ананас (срастание плодов), у калины соплодие образуется из щитка (близкое расположение плодов).

Источник: https://studarium.ru/article/12

Семя

Околоплодник пшеницы

Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Ткани плода в зерновке представлены лишь плёнчатым наружным слоем, получившим название плодовой оболочки. Вся остальная часть зерновки — семя.

Строение семени однодольных хорошо можно рассмотреть на примере пшеницы. У пшеницы зёрна представляют собой плоды — зерновки, содержащие только одно семя. Большую часть в зерне занимает эндосперм — особая запасающая ткань, содержащая органические вещества.

Сбоку от эндосперма расположен зародыш. В нём различают зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, зародышевую почечку и видоизменённую семядолю, расположенную на границе с эндоспермом.

Эта семядоля при проращивании семени содействует поступлению питательных веществ из эндосперма к зародышу.

Строение семени однодольного растения (пшеница)

Строение семени двудольного растения

Строение семени двудольного растения легче рассматривать на примере фасоли состоящее из зародыша и семенной кожуры.

После снятия семенной кожуры обнажается зародыш, который состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, двух массивных семядолей и заключённой между ними почечки. Семядоли — это первые видоизменённые листья зародыша.

У фасоли и многих других растений они содержат запас питательных веществ, которые затем расходуются на питание проростка, а также выполняют защитную функцию по отношению к почечке.

Строение семени двудольного растения (фасоль)

Определение неорганических веществ в семени

Цель: выявить неорганические вещества в семени.

Что делаем: положим на дно пробирки немного сухих семян (пшеница) и нагреем их над огнём. Условие: держать пробирку над огнём необходимо горизонтально, чтобы её верхняя часть оставалась холодной.

Что наблюдаем: вскоре на внутренних стенках в холодной части пробирки можно заметить капли воды.

Результат: капли воды — это результат охлаждения водяных паров, выделившихся из семян.

Что делаем: продолжаем нагревать пробирку.

Что наблюдаем: появляются бурые газы. Семена обуглились.

Результат: при полном сгорании семян остаётся лишь немного золы. Её в семенах не много — от 1,5 до 5 % сухой массы.

Вывод: семена содержат горючие органические и негорючие минеральные (золу).

Определение органических веществ в семени

Известно, что муку получают, размалывая на мельнице зёрна пшеницы.

Цель: выясним состав органических веществ входящих в семена пшеницы.

Что делаем: возьмём немного пшеничной муки, добавим в неё воды и сделаем небольшой комочек теста. Завернём комочек теста в марлю и тщательно промоем в сосуде с водой.

Что наблюдаем: вода в сосуде стала мутной, а в марле остался небольшой клейкий комочек.

Что делаем: капнем 1-2 капли раствора йода в стакан с водой.

Что наблюдаем: жидкость в сосуде посинела.

Результат: испытуемая воды посинела — значит, там есть крахмал.

На марле, в которой было тесто, осталась тягучая клейкая масса — клейковина, или растительный белок.

Вывод: в семенах содержатся растительный белок и крахмал — это органические вещества. В семенах в основном откладываются органические вещества. У разных растений они имеются в разных количествах.

Определение растительных жиров в семенах растений

Кроме белка и крахмала из органических веществ в семенах есть ещё растительные жиры.

Цель: доказать, что в семенах содержатся растительные жиры.

Что делаем: семя подсолнечника положить между двумя листами белой бумаги (рис. 1). Затем надавить на семя тупым концом карандашом (рис. 2).

Что наблюдаем: на бумаге появилось жирное пятно (рис.3).

Общий вывод: органические вещества образуются в организме и при нагревании обугливаются, а затем сгорают, превращаясь в газообразные вещества. Неорганические вещества, входящие в состав семени, не горят и не обугливаются.

Всхожесть семян — важный показатель их качества самих семян. Определить её не сложно.

Цель: научиться определять всхожесть семян.

Что делают: отсчитывают, из семенного материала, 100 семян подряд, без выбора, раскладывают их на мокрой фильтровальной бумаге или на смоченном песке (можно на мокрой тряпочке).

Что наблюдаем: через 3-4 дня подсчитывают число проросших семян и смотрят, насколько дружно прорастают семена.

Через 7-10 дней вновь подсчитывают число проросших семян и смотрят окончательную всхожесть.

Всхожесть оценивают в процентах, подсчитывая количество проросших процентов из 100 посеянных.

Вывод: чем выше число проросших семян, тем качественнее данный семенной материал.

Прорастание семян

Есть семена, которые при прорастании выносят семядольные листья на поверхность почвы (фасоль, огурец, тыква, свекла, берёза, клён, астра, бархатцы) — это надземное прорастание семени.

У других растений при прорастании семядоли не выходят на поверхность почвы (горох, настурция, конские бобы, дуб, каштан), их относят к растениям с подземным прорастанием.

Условия необходимые для прорастания семян

Для этого можно провести небольшой опыт.

Цель: какие же условия необходимы, чтобы семена начали прорастать?

Что делаем: возьмём три стакана и положим на дно каждого по нескольку зёрен пшеницы. В первом — оставим семена, как есть (в нём будет только воздух). Во второй — нальём воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполним до половины. Все три стакана накроем стеклом и оставим на свету. Это начало нашего опыта.

Примерно через 4-5 дней проанализируем полученный результат.

Что наблюдаем: в первом — семена остались без изменения, во втором набухли и проросли, а в третьем только набухли, но не проросли.

Результат: опыт показывает, что семена легко впитывают воду и набухают, увеличиваясь в объёме. При этом органические вещества (белки и крахмал) становятся растворимыми. Таким образом, семя из покоящегося состояния приступает к активной жизни.

Однако если, как это в третьем стакане, воздух не имеет доступа к семенам, то они хотя и набухли, но не проросли. Семена проросли только во втором стакане, где к ним был доступ и воды и воздуха.

В первом стакане не было изменений, так как к семенам не поступила влага.

Вывод: для прорастания семян необходима влага и воздух.

Влияние температуры на прорастание семени

Цель: подтвердим опытным путём, что помимо влаги и кислорода на прорастание семян влияют и температурные условия.

Что делаем: в два стакана положим несколько семян фасоли (равное количество) и нальём воды, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Накроем стаканы стеклом. Один стакан оставим в комнате при температуре +18-19ºС, а другой выставим на холод (холодильник), где температура не выше +3-4ºС.

Через 4-5 дней, проверим результаты.

Результат: семена проросли только в том стакане, который стоял в комнате.

Вывод: следовательно, для прорастания семян необходима ещё и определённая температура окружающей среды.

Дыхание семян

Необходимость воздуха объясняется тем, что семена дышат, то есть они поглощают кислород из воздуха, а в окружающую среду выделяют углекислый газ.

Цель: опытным путём доказать, что растения поглощают кислород из воздуха, а выделяют углекислый газ.

Что делаем: возьмём две стеклянных колбы. В одну поместим небольшое количество набухших семян гороха, а другую оставим пустой. Обе колбы закроем стеклом.

Через сутки, возьмём горящую лучинку и внесём её в пустую колбу.

Что наблюдаем: лучинка продолжает гореть. Опустим в колбу с семенами. Лучинка погасла.

Научно доказано, что кислород воздуха поддерживает горение и поглощается при дыхании. Углекислый же газ — не поддерживает горение и выделяется при дыхании.

Вывод: опыт показал, что прорастающие семена (как живой организм) поглотили кислород (O2) из воздуха, который был в колбе, а выделили углекислый газ (CO2). Убедились, что семена дышат.

Сухие семена, если они живые, тоже дышат, но у них этот процесс идёт очень слабо.

Прорастание семян сопровождается сложными биохимическими и анатомо-физиологическими процессами. Как только в семена начинает поступать вода, в них резко усиливается дыхание и активизируются ферменты.

Под их влиянием запасные питательные вещества гидролизуются, превращаясь в подвижную, легко усвояемую форму. Жиры и крахмал превращаются в органические кислоты и сахара, белки — в аминокислоты.

Перемещаясь в зародыш из запасающих органов, питательные вещества становятся субстратом для начинающихся в нём процессов синтеза, в первую очередь новых нуклеиновых кислот и ферментативных белков, необходимых для начала роста.

Общее количество азотных веществ остаётся на одном уровне даже тогда, когда происходит энергетический распад белков, потому что при этом накапливаются аминокислоты и аспаргин.

Резко уменьшается содержание крахмала, но количество растворимых сахаров не повышается. Сахар расходуется на процесс дыхания, который в прорастающем семени происходит очень энергично.

В результате дыхания образуются богатые энергией соединения — АДФ и АТФ, выделяются углекислый газ, вода и тепловая энергия.

Часть сахаров расходуется на образование клетчатки и гемицеллюлоз, необходимых для построения оболочек новых клеток.

Значительное количество минеральных веществ, имеющихся в семени, при прорастании остаётся постоянным. Находящиеся в семенах катионы регулируют коллоидно-химические процессы и осмотическое давление в новых клетках.

Влияние запасов питательных веществ в семени на развитие проростков

Рост зародыша и превращение его в проросток происходит за счёт деления и роста его клеток. Чем крупнее семена, тем больше в них запасных веществ и тем лучше растут проростки.

Цель: определить опытным путем влияет ли размер семян на рост проростков.

Что делаем: в одну ёмкость с землёй посеять самые крупные семена гороха, а в другую — мелкие. Через некоторое время сравнить проростки.

Результат очевиден.

Вывод: из крупных семян развиваются более мощные растения, которые дают наиболее высокий урожай. Клеток становится всё больше и больше, так как они получают питательные вещества, растут и снова делятся.

Цель: опытным путём проверим утверждение, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах.

Что делаем: берём одинаковые по величине набухшие семена фасоли и удаляем у одного семени одну семядолю (1), у другого — 1,5 семядоли (2), а у третьего оставить обе семядоли (3) для контроля.

Все их помещаем в ёмкости, как показано на рисунке.

Через 8-10 дней.

Что наблюдаем: заметно, что проросток семени с двумя семядолями оказался более крупным, сильным, чем проросток с одной семядолей или проросток с половинкой семядоли.

Вывод: таким образом, высокое качество семян — необходимое условие для получения хорошего урожая.

Период покоя растения

Период покоя — необходимое условие для прорастания семян. Покой может быть вынужденный, связанный с отсутствием необходимых для прорастания условий (температуры, влажности). Пример покоя семян — сухие семена.

Органический покой определяется свойствами самого семени. Термин «покой» при этом имеет условное значение. В большинстве случаев в таких семенах протекают метаболические процессы (дыхание, иногда рост зародыша), но прорастание заторможено. Семена, находящиеся в органическом покое, даже в условиях, благоприятных для прорастания, не прорастают совсем или прорастают плохо.

Способность семян находиться в вынужденном или органическом покое выработалась у растений в процессе эволюции как средство переживания неблагоприятного для роста проростка времени года. Таким путём создаётся запас семян в почве.

Основные причины, препятствующие прорастанию семян:

  • водонепроницаемость кожуры, обусловленная наличием в ней палисадного слоя толстостенных клеток, кутикулы (водонепроницаемой воскообразной плёнки);
  • наличие в околоплоднике веществ, ингибирующих (затормаживающих) прорастание;
  • недоразвитие зародыша;
  • физиологический механизм торможения прорастания.

Время посева и глубина заделки семян

Глубина заделки семян зависит от их размера. Чем семена крупнее, тем их сеют глубже. У крупных семян больше запасных питательных веществ и их хватает для развития и роста проростков, пока они пробиваются с большой глубины.

Мелкие семена сеют на глубину от — до 2 см, средние — от 2 до 4 см, а крупные семена — от 4 до 6 см.

Глубина заделки семян зависит и от свойств почвы. В песчаные почвы семена заделывают глубже, чем в глинистые.

Верхние слои рыхлых песчаных почв быстро пересыхают, и при мелкой посадке семена не получают достаточно влаги.

На плотных глинистых почвах влаги в верхних слоях достаточно, но зато в нижних слоях мало воздуха. При глубокой посадке — семена задыхаются, так как им не хватает кислорода.

* * *

Источник: https://biouroki.ru/material/plants/semya.html

Садовод
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: