Деревня кушлавыч

Биография Габдуллы Тукая

Деревня кушлавыч

Тукай Габдулла (1886-1913) – народный поэт Татарстана, также проявил себя в качестве литературного критика и публициста, переводчика и общественного деятеля.

Детские годы

Габдулла появился на свет в Казанской губернии в деревеньке Кушлавыч 8 мая 1886 года (сейчас это Арский район в Республике Татарстан).

Его папе, Мухамедгарифу Мухамедгалимову, на момент рождения сына было уже 43 года, он являлся коренным жителем деревни Кушлавыч, где с 1864 года служил указным муллой.

Мама, Мэмдудэ, вышла замуж за Мухамедгарифа в 13-летнем возрасте, отец был старше матери почти на двадцать лет. На момент рождения мальчика в семье уже подрастали две старшие дочери Саджида и Газиза.

Габдулле было всего пять месяцев, когда скончался его отец. Через два с половиной года мать снова вышла замуж и уехала в другую деревню, оставив трёхлетнего сына на воспитание бедной пожилой женщине.

Через некоторое время Мэмдудэ вернулась за малышом и забрала сына с собой. Но, когда Габдулле было четыре года, ушла из жизни и его мама, мальчик остался круглым сиротой.

Так началось его горькое скитание «по людям».

Сначала малыша взял на воспитание дедушка по маминой линии Зиннатулла Амиров, проживавший в деревне Училе и служивший там муллой. Но семья и без Габдуллы была многодетной и полуголодной, поэтому спустя несколько месяцев дед отвёз его в Казань.

Там на Сенном базаре для Габдуллы нашлась новая семья. Это были бездетные жители Ново-Татарской Слободы Мухамметвали, глава семьи занимался кустарным производством. В этой семье мальчику было хорошо, его любили, Габдулле даже показалось, что ему наконец-то улыбнулось счастье. Но случилась беда: тяжело заболели его приёмные родители и были вынуждены вернуть малыша деду.

В деревне Училе у дедушки мальчик снова пробыл недолго, Зиннатулла пристроил внука в крестьянскую семью Сагди, которая проживала в соседней деревне Кырлай. Здесь Тукай прожил около трёх лет, с 1892 по 1895 годы.

Как писал позднее поэт в своих воспоминаниях, деревня Кырлай открыла ему глаза на жизнь.

Ребёнка здесь приобщали к сельскому труду, он не знал нужды, начал обучаться и впервые почувствовал, что такое любить простых людей и родную землю.

Но и тут Тукай не смог оставаться счастливым, горе просто преследовало его. Сначала от различных заболеваний скончались взрослые дочки Сагди. Потом внезапно покалечился хозяин, а его супруга, будучи очень суеверной женщиной, все эти беды связала с проживавшим у них приёмным мальчиком. Вскоре хозяйка родила сына, и отношения с Габдуллой испортились окончательно.

В конце 1895 года Тукая забрала к себе родная сестра его отца Газиза Забирова (Усманова), так Габдулла оказался в купеческой семье в городе Уральске.

Здесь мальчик поступил на учёбу в медресе «Мутыгия», при учебном заведении имелся русский класс, Тукай посещал одновременно и его. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам.

В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким.

Юность и первые шаги в поэзии

В 1904 году в Уральске начал издаваться рукописный журнал «Аль-Гаср аль-джадид» (в переводе на русский язык означает «Новый век»). В этом журнале были написаны первые литературные произведения Тукая. В это же время он увлёкся стихотворениями Лермонтова и Пушкина, баснями Крылова, которые переводил на татарский язык и предлагал издавать.

Самым значимым поэтическим произведением Тукая из раннего периода стал стих «Что ты спишь, мужичок?» автора Кольцова А. Габдулла полностью сделал его перевод на татарский язык с названием «Сон мужика», и стихотворение было опубликовано в 1905 году.

После того, как прошла революция 1905 года, в Уральске стали появляться печатные издательства:

  • «Фикер» («Мысль»);
  • «Уклар» («Стрелы»);
  • «Аль-гаср аль-джадид» («Новый век»).

Тукай стал с этими газетами и журналами сотрудничать, издавались его стихотворения, публицистические статьи на революционные темы. Также были напечатаны его переводы 77 басен Крылова под называнием «Жемчужины».

Революция отложила отпечаток и на творчество Тукая. По Уральску волнами прокатились демонстрации, Габдулла принимал в них самое активное участие.

Произведения этого периода буквально пронизаны призывом до конца бороться за демократию и честь своей Родины:

  • «Одно слово друзьям»;
  • «Шурале»;
  • «Паразитам»;
  • «Пара лошадей»;
  • «Государственная дума»;
  • «О свободе»;
  • «Не уйдём!»;
  • «Родной земле»;
  • «Что рассказывают шакирды».

В 1907 году Тукай окончил учёбу и начал вольную жизнь поэта.

Творчество

Осенью 1907 года Габдулла уехал в Казань, где сразу же влился в ряды передовой молодёжи, вошёл в литературные круги и начал сотрудничество с издательствами:

  • журналом «Ялт-юлт» («Зарница»);
  • газетой «Аль-Ислах» («Реформа»);
  • журналом «Яшен» («Молния»).

Казань всё-таки была колыбелью татарской культуры. Здесь поэт нашёл свою среду – книжные и газетные издания, театральное общество, люди, схожие с ним самим по духу и мыслям.

Он стал своим среди писателей-демократов, познакомился с Ямашевым Х. – первым среди татарских большевиков.

В Казани произошёл расцвет его таланта, здесь он полностью состоялся как поэт, общественный деятель и журналист, это было время его славы.

В 1908-1909 годах поэт проехал по своей малой Родине – деревням Заказанья. Под впечатлением от этой поездки он написал много стихов и путевых заметок, лучшие из которых:

  • «Гнёт»;
  • «Жизнь»;
  • «Религия и народ»;
  • «Националисты»;
  • «Осенние ветры»;
  • «Ишан»;
  • «Чего не хватает сельскому люду?»;
  • «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»;
  • «Рассказ с печки»;
  • баллада «Водяная»;
  • «Возвращение в Казань».

К сожалению, в этот период у Тукая резко стало ухудшаться здоровье. Он испытывал материальные трудности, положение его было бедственным, практически нищенским, поэт прозябал в дешёвых и холодных гостиничных номерах.

Несмотря на плохое самочувствие, он совершил ещё одно грандиозное путешествие, весной 1911 года на пароходе отплыл в Астрахань, поэт познакомился с жизнью Поволжья. А в 1912 году отправился в ещё более далёкий путь – из Уфы в Петербург.

Здесь Габдуллу встретили довольно холодно, всего 13 дней он пробыл в Петербурге, оттуда направился в Троицк.

А потом уехал в казахские степи, где прожил почти два месяца, в надежде поправить своё самочувствие поэт постоянно употреблял там кумыс.

В августе 1912 года Габдулла приехал в Казань. Чувствовал себя он скверно, тем не менее продолжил трудиться в типографии, где приходилось постоянно дышать свинцовыми испарениями.

Впечатления от путешествий породили новые произведения Тукая, к сожалению, они стали последними:

  • очерк «Маленькое путешествие»;
  • «Татарская молодёжь»;
  • «Дача»;
  • «Первое моё дело после пробуждения»;
  • «По случаю юбилея»;
  • «Надежды народа».

Поэт скончался от чахотки и голода вечером 15 апреля 1913 года, совсем чуть-чуть не дожив до 27 лет. Габдулла Тукай похоронен в Казани на татарском кладбище.

В Республике Татарстан в честь поэта названы многие улицы, площади и скверы, станция метро, колхоз, типография и филармония, а также есть круизный теплоход «Поэт Габдулла Тукай», который курсирует по Волго-Камскому бассейну. Установлено множество памятников и открыто три музея: в селе Новый Кырлай, в Уральске и в Казани. Каждый год в Казани на Театральной улице возле памятника поэту в день его рождения проходят литературные чтения.

Источник: https://stories-of-success.ru/gabdully-tukaya

Москва. Терехово. Слезы. Как закончилась история столичной деревни

Деревня кушлавыч

На бывшей улице одной из последних московских деревень – Терехово – современная спецтехника. Экскаваторы, грузовики, трактора. Терехово, которому больше четырех веков, устояло даже после разграбления французами в 1812-м. И простояло бы, возможно, еще столько же сотен лет, но…

Про расселение Терехово говорили с 1980-х, но деревня держалась и не хотела повторять судьбу других подмосковных сел, которые поглощал город – Черемушек, Бескудниково, Тропарево…

Терехово продолжало жить – не выживать. Но когда тут решили строить новую жизнь, местные жители со своими домами в нее не вписывались. 

Целый год мы следили за судьбой Терехово, общались с жителями. Они понимали, что избежать сноса домов не получится. Но боролись за землю до последнего. Потому что это была действительно их земля и их история.

Наша история – не про судебные тяжбы, не про законы, которые чиновники поворачивали в нужную сторону, а про людей, их корни и Родину.

Москва. Терехово. Лето 2019 года

Сергей Бородинов, житель Терехово, разъезжает на велосипеде по деревне. Навещает соседей, справляется, как их судебные тяжбы…

– Может, добрый человек придет в советчики тем, кто нас сносит, и скажет, что ребята здесь держатся. Мол, историческая деревня, давайте оставим их. А так получается в России места для нас нет. Хотя для меня здесь начинается Родина, – объясняет Сергей. 

Он рассказывает историю, которая передала ему мама – о том, что незадолго до родов она вместе с отцом копала здесь, возле дома в Терехове, колодец. Очевидно, из-за этого возникли проблемы во время родов: “Я как чувствовал, что не надо на свет появляться – ничего хорошего не выйдет. А мама говорила по-другому: “Лень вперед тебя родилась!”

Бородинов констатирует, что деревню Терехово власть не любит, начиная с 1918 года:

– Вот в 1927 году мой дед поставил здесь дом. Сейчас власть мне говорит: “У тебя нет документов”. У меня все есть. Но я не понимаю, почему власть сама не может запросить в своих архивах, почему мне это надо делать. Ведь они каждый раз, как шулеры, достают из кармана новые требования. 

Старейшему тоннелю в Москве исполняется 165 лет. Что с ним теперь будет?

Мы идем с Сергеем по Терехово – еще живой деревне, хотя к домам уже тянут свои ковши экскаваторы.

– Через колено выкидывать нас отсюда – это очень плохо, – говорит Сергей. И приглашает нас Сергей на свой участок.

Тут вольготно чувствуют себя собака и шесть котов – Бородиновы приютили и соседских, которые стали бездомными. Высаживать что-то в огороде почти не стали. Думали, в мае дом снесут, а участок срежут грейдером. 

– В рабочие дни жалеешь, что световой день короткий, потому что приезжаешь с работы – и начинаешь делать дела, не хватает времени. Сейчас огород поливает дождь – и хорошо. Иначе бы засохло…

Терехово не последняя московская деревня. Есть еще Троице-Лыково, например. Но Сергей уверен, что Терехово более лакомый кусок, потому что ближе к центру города: “Думаю, здесь поставят таунхаусы. А коттеджи, скорее всего, будут ближе к Москве-реке”.

“Кузькиной матери” Хрущева – 60 лет. Где он про нее сказал впервые

Жена Сергея Елена напоминает, что эта земля со времен Наполеона защищает своих жителей от захватчиков: 

– Хрущев хотел здесь построить Парк чудес, но вы помните, как он закончил свою политическую карьеру. С нами надо либо договариваться, либо эта земля сбросит и следующих.

Но при тех возможностях, которые есть у органов исполнительной власти, в бесправном положении может оказаться любой гражданин России.

И если вы думаете, что собственность – ваша, она ваша до того момента, когда она не понадобилась кому-то другому.

Сергей показывает дом – небольшой, но уютный и аккуратный: “Энергоэффективная система! У нас стоит аналог котла подводной лодки. Но я боюсь, мы скоро погрузимся под землю в связи со строительством метро…”

Да, метро – Большую кольцевую линию – тут активно строят.

Москва. Терехово. Зима 2020 года.

Мы приехали к Бородиновым в январе 2020-го. Но только констатировали: где стол был яств, там гроб стоит. От дома не осталось ничего, а участок угадывался по каким-то обрывкам и клочкам…

…После отмены крепостного права в 1861 году местное крестьянское общество получило 369 десятин земли. В конце XIX – начале ХХ века предки нынешних жителей Терехово оформили документы на землю. Они сохранились в архивах, но не помогли потомкам остаться на своей земле. 

Москва. Терехово. Лето 2019 года

– Прадед моего мужа жил на этой земле в 1911 году. Крестьянам дали эти наделы в собственность. И почему мы должны уходить только для того, чтобы сюда пришли жить другие люди? – задавалась вопросом прошлым летом соседка Бородиновых Марина Борисова.

Ей сообщили, что границы размежеванного в 2015 году участка не совпадают с границами 1911 года, после чего она предложила “перемежеваться” по границам более чем столетеней давности:

– На это мне сказали: “Ой, это же будет много!”

В 2019-м Марина говорила, что среди тех, кто обращался в суд – сплошь те же фамилии, что указаны на межевых планах начала ХХ века. То есть многие люди не уезжали, а держались за свою землю.

– Думаю, вы ответите себе на вопрос, почему эта земля нам так дорога, – объясняет Елена Бородинова.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. БОКОВЫ И ПОЛОТЕРОВЫ

Москва. Терехово. Зима 2020 года

Лидия Бокова приходит на участок, где когда-то стоял дом. После пожара строить новый не стали – ждали, что выселят. Но ожидание растянулось на годы.

– Все мы тратим деньги на суды и адвокатов. Но их даже не слышит судья, – сетует хозяйка. И показывает на розы и гортензии, которые оставляет здесь, потому что увозить некуда.

– У нас есть архивные бумаги 1930-х годов на нашу землю. Там, наверху, признают, что мы родились на этой земле. Но у нас нет прав, – говорит Лидия Бокова.

Остались только воспоминания про брод через Москву-реку в Крылатское, про купание, про семью, конечно:

Письмо в редакцию. “Отец восьмерых детей был призван в октябре 41-го…”

– Отца забрали на войну в 1941-м, я позже родилась, он меня даже не видел. Погиб в 1943-м… А мы вырастили на этой земле внуков и правнуков. И одна правнучка 14-летняя – чемпионка мира по борьбе. Вот для чего мы здесь живем.

…История Раисы Полотеровой стала одной из самых страшных в череде тереховских сносов. Ее фактически выселили на улицу, на ее глазах сломали дом, после чего отправили в однушку в Некрасовку.

Но мы успели пообщаться, пока дом был еще жив:

– Он построен в 1923 году. А я тут живу 40 лет. Сюда замуж вышла, но так получилось, что осталась в одиночестве. Я не владелица, а просто прописана здесь, поэтому меня выселяют. Ни в магазин не могу отъехать, ни продукты купить. Вот жизнь моя настала. Вот так и сижу возле дома.

За его сломом хозяйка наблюдала, сидя на диване, который вынесли на улицу…

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. БЕЛОВЫ

Москва. Терехово. Зима 2020 года.

– Почему нас так сносят? Выезжайте, говорят! А у нас все вещи там! Я здесь всю жизнь прожила. У меня муж умер! Облучился на заводе Хруничева, – причитает Людмила Белова, руками прикрывая дом от ковша трактора.

На время тяжелая техника отступает. И дому Беловых, над которым на горизонте возвышается стеклянная махина Сити, позволено пожить еще несколько дней. В один из них мы приезжаем к Беловым.

В центре Москвы под штукатуркой нашли старинную вывеску с буквами из золота

– Я вышла замуж в 1959 году и 50 лет мы с мужем прожили здесь вместе, – рассказывает Людмила Белова. – Муж работал на заводе, делал космические ракеты. Он у меня не пил, у него руки не дрожали. В 1960-м здесь дочка родилась, в 1964-м сын. В доме стояла русская печь, потом ее разобрали, сложили печь поменьше.

Последний тереховский урожай картошки у Беловых был хорош. Накопали восемь мешков. Все хранили в подполе… 

– Нельзя людей отрывать от земли, – вздыхает Людмила Белова. – Всю жизнь прожили здесь. Вросли в землю. И не думали, что с нами могут так обращаться. Иной раз думаю, может оставят наш дом, как память, но потом понимаю, что не то время…

…Дом Беловых снесли на рассвете в конце февраля 2020-го. Почти никто из семьи на это не смог смотреть. 

Терехово больше нет. Поставлена точка в многовековой истории деревни. Но она точно не останется просто точкой на карте.

Источник: https://rg.ru/2020/07/08/reg-cfo/moskva-terehovo-slezy-kak-zakonchilas-istoriia-stolichnoj-derevni.html

Габдулла Тукай

Деревня кушлавыч

Габдулла Тукай – татарский поэт и прозаик, литературный критик и переводчик. Основоположник поэтической традиции нации, он внес вклад в развитие татарского языка. Последователями автора стали многие литераторы.

Портрет Габдуллы Тукая

Габдулла Тукай родился в деревне Кушлавыч 26 апреля 1886 года. Его отец умер, когда мальчик был младенцем, а спустя 4 года скончалась и мать, оставив ребенка круглым сиротой.

Отчим не стал брать на себя обязанности по воспитанию Габдуллы и передал его на руки деду, мулле Зиннатулле. Жизнь мальчика была нелегкой.

В те времена всему народу жилось непросто, поэтому лишний человек в доме означал непредвиденные и нежеланные расходы.

Дед нашел удачное решение, отправив внука в Казань в приемную семью. Мальчика приняли с теплом и добротой. Но через 2 года названные родители заболели и отправили Габдуллу восвояси. Дома его никто не ждал. Дед вновь пустился на поиски приюта для ребенка.

Габдулла Тукай в детстве

Постоянные переезды, нищета, отсутствие внимание и заботы сказывались на мировосприятии Тукая, который рос истощенным и болезненным.

Кров ему решился предоставить крестьянин Сагди, живший в селе Кырлай. Он тоже был беден, но лишние руки в деревне всегда были к месту.

От тяжелого физического труда здесь было не сбежать никому, и в детстве Тукаю приходилось много работать.

В 1895 Габдулла Тукай подался к тете в Уральск. Он нашел приют в доме купца Усманова. Юноша начал учиться, посещая мусульманскую школу. Он стал учить русский язык и демонстрировать способности в разных направлениях. Окружающие обращали внимание на его талант.

Габдулла Тукай в юности

В 19 лет Тукай сделал первые переводы на русском языке. Произведениями, над которыми он работал, оказались басни Ивана Крылова. Поэзия так увлекла молодого человека, что он стал переводить работы русских литераторов на татарский язык, знакомя публику с талантами великих поэтов и писателей.

В 1904 году работы Габдуллы были напечатаны в журнале «Новый век». Поначалу Тукай подражал арабско-персидским традициям в поэзии, но русская литература привнесла в его манеру новые черты.

Сочинения Александра Пушкина и Михаила Лермонтова произвели на переводчика большое впечатление и вдохновили на поэтическое творчество.

Несмотря на сложное детство, Габдулла Тукай считал себя счастливым и в свои произведения вкладывал самые позитивные и чувственные мотивы.

Поэзия и общественная деятельность

Революция и реакционный период, начавшийся в 1905 году, добавили новые ноты в произведения поэта. Он стал голосом демократии, выступал против власти и капитализма. Угнетение родного татарского народа литератор описывал в произведениях, которые публиковались в периодических изданиях. Он писал стихи о революции и острые памфлеты на татарском языке.

Поэт Габдулла Тукай

Работая корректором и наборщиком текстов, постепенно Тукай стал сотрудником издательств. Он решил переходить от слов к делу, пропагандируя революцию, и участвовал в демонстрациях и протестах.

В 1907 году Габдулла оставил мусульманскую школу и стал полноценным деятелем революции. Его произведения в этот период несли в массы призывы к пробуждению боевого духа.

Автор предлагал согражданам побороться за честь родной земли и демократические заветы в таких сочинениях, как «Не уйдем!».

Габдулле оказалось тяжело осознать причины, по которым революционеры потерпели поражение. Он был растерян, волна пессимизма, захватившая поэта, просматривалась и в его творчестве. Тукай вернулся в Казань, видя свое предназначение в усилении литературы в родном городе.

Писатель свел знакомство с прогрессивными молодыми людьми и стал пробовать себя в сатире.

За год проживания в Казани он написал несколько очерков, стихотворений и публицистических произведений, главными темами которых были тревога за народ, оптимизм и вера в справедливость, превознесение чести и достоинства.

Автор публиковался в журналах «Зарница» и «Молния». Став опытным литератором, Тукай выпустил цикл произведений, среди которых было «Светлой памяти Хусаина», посвященное его близкому другу.

Автор не стеснялся выражать мысли и чувства на бумаге, деля их с читателем.

Произведения «Гнет» и «Возвращение в Казань», относящиеся к этому периоду творчества, отчетливо дают понять, что автор больше не находился в мире иллюзий, а объективно оценивал суровые бытовые реалии.

Он был востребован в профессии и среди творческой интеллигенции. Произведения, созданные в 1911-1912 годах, написаны под влиянием ностальгических мыслей о родине и патриотизме.

Памятник Габдулле Тукаю в Астрахани

Тукай предпринял путешествия вдоль Волги. Он побывал в Астрахани, где познакомился с местными активистами.

Весной 1912 года поэт отправился через Уфу в Санкт-Петербург, где к тому моменту сосредоточились революционные идеи и продвинутая интеллигенция.

Впечатление от поездки закрепило знакомство с поэтом Нариманом Наримановым, революционером Муллануром Вахитовым и писателем Мажитом Гафури.

Проблемы со здоровьем, уже в этот период дававшие о себе знать, не остановили поэта. Из Петербурга он поехал в Троицк, а оттуда держал путь в казахскую степь, надеясь на чудодейственное лечение кумысом.

Вернувшись в Казань, Габдулла Тукай понял, что начинающаяся чахотка не отступает. Высокая нагрузка и плохие условия существования усугубляли ситуацию.

Но воинственный настрой не исчезал со страниц его произведений.

Личная жизнь

По воспоминаниям современников, Габдулла Тукай сторонился девушек, стесняясь собственной внешности. Худой и невысокий, с бельмом на глазу, вынуждавшим носить темные очки, он не верил, что может кому-то нравиться.

Поэт не слыл модником, потому что не позволяли финансы, да и интереса к этому не было.

Деньги в его кармане периодически появлялись, ведь публикации приносили гонорары, но Тукай не умел копить: он раздавал в долг без возврата, устраивал дружеские вечера, помогал знакомым.

Габдулла Тукай и Зайтуна Мавлюдова

Девушки то и дело оказывали Габдулле знаки внимания, поджидая у редакции, а поэт избегал любых встреч. Зайтуна Мавлюдова, купеческая дочь, также мечтала о знакомстве с Тукаем.

Она обратилась за помощью к родственникам. Фатих Амирхан представил девушку поэту, когда тот играл с коллегами в карты в издательстве. Первая встреча была краткосрочной: Тукай не проявил интереса, и Зайтуна ретировалась.

Всего молодые люди виделись 5 раз.

Габдулла Тукай в больнице

Вторая встреча состоялась случайно: Тукай заметил девушку из окна трамвая и приветствовал ее. В третий раз инициативу проявила Зайтуна. Их общение продлилось чуть дольше. Тукай был несмел, постоянно собирался уйти, а влюбленная Зайтуна удерживала его под любым предлогом. Четвертое свидание дало Тукаю возможность чувствовать себя свободнее.

Они вместе провели время после литературного вечера, прогуливаясь по улице. В пятый раз молодые люди встретились в редакции. Зайтуна уезжала из Казани в Чистополь и зашла попрощаться. Габдулла обещал прийти на пристань проститься и не пришел.

Памятник Габдулле Тукаю в Москве

Спустя 5 лет, когда Тукай был на смертном одре, Зайтуна приехала навестить его в больницу. Она дожидалась разрешения войти в палату, но Габдулла запретил это.

Позднее девушка вышла замуж за церковного служителя, ее сын и внучка стали поэтами. Перед смертью женщина просила похоронить ее как можно ближе к могиле Тукая.

На его надгробном камне высечены строки из стихотворения, посвященного возлюбленной.

Личная жизнь Габдуллы Тукая не сложилась. У него не было жены и детей. Вплоть до самой смерти в его сердце теплились чувства к Зайтуне.

Смерть

Биография татарского поэта коротка. Он скончался в возрасте 26 лет в апреле 1913 года. Причиной смерти стала чахотка, осложнившаяся голодом. Работа в пыльной типографии в 1912 году обострила заболевание. Смерть Габдуллы Тукая стала потерей для литературы и искусства.

Могила Габдуллы Тукая

Сейчас интерес к творчеству поэта, публициста и переводчика поддерживается на государственном уровне. В память о Габдулле Тукае открыт литературный музей в Казани.

В сквере на улице Пушкина, названном в его честь, стоит памятник писателю, а его фото украшают учебники по литературе.

Его персоне посвящен официальный сайт, где описана биография Тукая и приведены примеры произведений.

Библиография

  • 1905 – «О свободе»
  • 1906 – «Паразитам»
  • 1906 – «Государственная дума»
  • 1907 – «Что рассказывают шакидры»
  • 1907 – «Не уйдем!»
  • 1907 – «Шурале»
  • 1908 – «Националисты»
  • 1908 – «Сенной базар или Новый Кисекбаш»
  • 1911 – «Гнет»
  • 1911 – «Дача»
  • 1912 – «Татарская молодежь»
  • 1913 – «Надежды народа…»

поэт Владислав Ходасевич писатель Джонатан Страуд драматург Алексей Арбузов писатель, журналист Владимир Короленко поэтесса Сапфо писатель Фредерик Форсайт писатель Лазарь Лагин писательница Луиза Мэй Олкотт писательница, школьница Таня Савичева писатель, сценарист, режиссёр Стивен Чбоски писатель, поэт Петрусь Бровка поэт, прозаик, журналист, сценарист Михаил Дудин психолог, философ Сергей Рубинштейн философ Людвиг Витгенштейн поэт, писатель, переводчик Михаил Исаковский поэт Евгений Долматовский писатель, литературовед, критик Виктор Шкловский поэт Константин Батюшков ветеринар, писатель Джеймс Хэрриот писательница, сценарист, режиссёр, актриса Маргерит Дюрас

Источник: https://24smi.org/celebrity/79512-gabdulla-tukai.html

Летнее путешествие в деревню-призрак

Деревня кушлавыч
natasha_fisherКогда летом пришло время сбора иван-чая, встал вопрос: где бы найти иванчайные луга? Друг подсказал, что нивы иван-чая колосятся в районе Яслево. Яслево – деревня-призрак. К сожалению, таких много на территории Меленковского района.

Ещё в 80-е года 20 века жизнь в них, можно сказать, кипела, а потом внезапно сошла на нет. И если не знать, что на этом месте стояли дома, ездили машины, то никогда о том не догадаешься, потому что не осталось ни остова печи, ни фундамента, ничего.

Даже садовые деревья почему-то редкость. Надо будет запланировать в следующем году большое вело-турне памяти по таким деревням.

В Яслево мы с Рагнааром уже были. Давно, в 2009 году. И я даже писала пост в жж о той поездке. Было тогда в Яслево осенне, промозгло и очень уныло.

Летом – совсем другое дело. Иван-чай, опять же :)

Рагнаар съездил на разведку с компанией наших меленковских велосипедистов, вернулся весь в восторгах, сказал, что я должна это увидеть своими глазами. Заинтриговал. Едем!

Попасть в Яслево можно двумя путями: через деревню Злобино, и по Лужинской дороге, что ведёт на север прямо из города (ехать прямо, свернуть примерно через 9 километров, за деревней Лужи в лес). В лесу я, извините, не фотографировала. Потому что в здешних лесах, как оказалось, проживают самые злобные, самые кровожадные слепни. Они просто бросаются на тебя и загрызают.

Иногда на пути попадались обширные лужи. В тихой водной глади их отражались задумчивые плакучие берёзы и сумрачные сосны. Тормозишь на берегу такой лужи, всматриваешься в её глубины, и сомневаешься, а можно ли её вообще форсировать? Вот какого масштаба лужи (это, чтобы вы имели представление). Наконец, все препятствия были преодолены.

Везжаем из леса на открытое пространство.По сторонам начинает маячить иван-чай :)

Колеи у дороги не везде мягкие и пушистые. По большей части, дорога представляет собой застывшую в камень глину. Зацепиться педалью и упасть – как нечего делать.

Подъезжаем. И, – что это? Дорожный указатель?!

А дальше… Дальше открывается совершенно потрясающая картина. Во-первых, огромное пространство аккуратно выкошено. Вы себе представляете, какой высоты будет трава в поле, если её не косить? Да в человечий рост. Здесь же – газон. Посередине стоит большой павильон, со столами и скамьями. Павильон открытый, но обеспечен шторами-занавесями.

Внутри висят фотографии жителей, рисунки, документы – все о деревне Яслево. Частичка каждого из жителей осталась здесь. Очень трогательно!

Рядом с павильоном установлены крест, памятник и список яслевцев-участников Великой отечественной войны.Оборудовано место для костра со скамейками вокруг, рядом стоят туалеты. Есть и такая табличка:И совершенно потрясающий раскладной альбом, где на карту наложена схема деревни, и расписан каждый дом, каждая семья.

Дорогие люди, не давшие своей малой родине стать чистым полем! Я хочу выразить вам своё восхищение, уважение; мысленно обнимаю, и бесконечно благодарю вас за ваш замечательный почин! Вы такие молодцы!

Вид на деревню Яслево. Здесь тоже есть иван-чай, но трогать мы его конечно не будем, пусть создаёт красоту пейзажу.Отходим подальше, за деревья, в джунгли нескошенных трав. Действительно, тут его чуть ли не целые поля.Вот он, красавец!И другое, цветущее вокруг :)Вид на яслевский павильон из дебрей иван-чая :)Уже совсем вечер. Смеркается. Посидим ещё минутку в гостеприимном Яслеве, и поедем домой.

Я всё-таки грохнулась в этой глиняной колее. Неудачно вывернула запястье. Болело потом долго. Велотравмы – это моё, да :))) И всё подальше от дома. Ладно, ехать-то надо. Злобные слепни улеглись спать, и их сменили не менее злобные комары.

На Лужинской встретили нашу вело-компанию, ехавших туда же, за тем же, то есть, – в Яслево, за иван-чаем. Домой они совсем по темноте должно быть добирались. Луна вот ещё наверху была красивая. Хоть и не полная.

Августовская Луна всегда особенная.

?

|

natasha_fisherСегодня был настоящий зимний рассвет, цвета снегирьего брюшка. Снегири, кстати, радостно приветствовали морозную зарю имени себя. Аж затемно начали пищать. А мы, пожалуй, вернёмся в солнечные летние дни.

На Озере Кормилица я в этом году бывала неприлично редко. Просто большая часть велопоездок ограничивалась участком. Но, иногда выбиралась и просто покататься. Почему-то фотографии с Кормилицы получаются очень насыщенными. Даже чересчур. Там как будто через цветное стёклышко смотришь. Каждый раз приходится «тушить» эти горящие цвета, и то не всегда получается.

Сначала едем по лесным полосатым дорожкам.Деревья становятся всё выше, а склоны всё круче.

На подъезде к Озеру всё время волнение какое-то: вдруг Озера-то и нет? Не знаю, откуда это :))) И когда видишь его, сверкающее среди деревьев, – выдыхаешь. От сердца отлегло. Кормилица на месте.

Ну что за цвета?Оставляю вел на дамбе, и спускаюсь к воде.Люблю здесь сидеть.Кормилица убегает вдаль. На самом деле «прибегает» :))) Там, вдали, исток Ручья, из которого вырастает целое Озеро.И снова по полосатым дорогам, теперь в сторону города.Природа так старательно закрашивает урбанистические элементы пейзажа, а ведь город уже шумит вокруг.

Источник: https://natasha-fisher.livejournal.com/1016414.html

Чем отличается СЕЛО от ДЕРЕВНИ? Исторические факты и этимология

Деревня кушлавыч

Сейчас мало кто может ответить на вопрос и конкретно объяснить, в чём состоят отличия между селом и деревней. В современном русском языке данные обозначения применяются как синонимы и утратили свои исторические различия, однако существуют некоторые особенности. В последнее время слово «деревня» обрело презрительный контекст и используется с целью задеть или оскорбить кого-то.

Например, известная фраза про девушку из деревни, которую она всюду везёт вместе с собой. Есть производное оскорбление «деревенщина», подразумевающее под собой простодушного человека с посредственным уровнем образования и воспитания.

Картина Вячеслава Палачева. По наличию церкви можно подумать, что это село

Я, например, совсем не стесняюсь того, что я деревенская. Даже канал назвала в честь этого) Но мне самой стало интересно, чем же село отличается от деревни. Все ниже приведённые факты я не выдумала, а взяла из разных источников. Смотрите, что вам больше понравится.

Некоторые считают, что дело в размере. Если поселение маленькое, значит это ДЕРЕВНЯ. Если же дворов много, то СЕЛО.

Но каков порог, за которым ДЕРЕВНЯ перерастает в СЕЛО? В некоторых источниках говорится, что меньше 1000 людей – это деревня, больше – село.

Но, например, у нас в Гагарино проживает около 900 человек, а у меня язык не повернется назвать наш населенный пункт деревней. Хоть у нас и церкви нет, но есть школа, магазины, почта и тд. Всё равно это село!

Наше село Гагарино. Перекрёсток улиц Мира и Гагариина. Остановка

Сейчас вообще четкого разделения в этих названиях нет, оно было до 1917 года. Сейчас все считается сельским населенным пунктом. Но понятия “деревня” и “село” остались. Чаще всего указывают, что если в населённом пункте есть церковь – то это СЕЛО, а если церкви нет, то ДЕРЕВНЯ.

Но тогда известная песня Толкуновой “Я деревенская” неправильная!

В деревне то ли дело, там некогда скучать. И церковь уцелела, и есть кому венчать!

Да и знаю я много деревень с церквями, а сёл без них. Нестыковочка…

Церковь Серафима Саровского в моём родном селе Суерка

Поселок — населенный пункт неподалеку от города или на его окраине. Собственно, раньше поселки возникали на местах, где строились фабрики и заводы. Многие поселки со временем присоединились к городу. Сейчас четкого отличия между поселком и селом нет.

Есть ещё одна версия, как определить, что за населённый пункт. По окончанию в названии топонима. Если окончание “о” – то это село. Если “а” – то деревня. Иногда сходится. Например, деревня Орловка (родина моей мамы) или село Клепиково (наше соседнее село). Опять же что делать с моим родным селом Суерка? В окончании “а”, но это по всем другим показателям – село. Опять не сходится…

Картина Вячеслава Палачева “Деревенька”

Этимология слова “деревня”

Я по образованию филолог и очень люблю искать ключики, откуда пошло то или иное слово.

Всегда думала, что слово “деревня” , родственно слову “дерево” .
Оказывается, простое совпадение, так называемая “народная этимология”.

Согласно этимологическому словарю Фасмера, русское слово “дерево” является родственным литовскому derva «сосна». А слово “деревня” первоначально означало «пашня», “dirva” с литовского, то есть место, как раз очищенное от деревьев.Наше село Гагарино зимой

Поселения, утратившие свои названия

До революции 1917 года в России существовало множество терминов, обозначающих небольшие поселения, которые утратили свою актуальность с приходом к власти большевиков.

* Под выселком понимали поселение землевладельцев, которые решили
отделиться от села и вести свою деятельность неподалёку.

  • Починок — новое поселение, построенное на территории, где ранее никто не проживал. Достаточно было одного двора, чтобы признать населённый пункт починком.
  • Заимка — небольшое поселение в Сибири, имеющее сезонный характер. Часто использовалось охотниками в сезон охоты.
  • Погост — село, на территории которого проживали в собственных домах служители церкви. Обычно рядом с таким поселением было кладбище. Отсюда и современное название кладбищ.
  • Слобода — поселение, расположенное неподалёку от города. В нём свободные люди занимались торговлей и другой деятельностью, не связанной с ведением сельского хозяйства. Происходит от слова «свобода».
  • Околоток — то же самое, что и выселок. Отличается лишь тем, что жители вооружены и могут охранять поселениями от разбойников.

Сегодня эти термины исчезли из русского языка.

Источник: https://zen.yandex.com/media/derevenskaya/chem-otlichaetsia-selo-ot-derevni-istoricheskie-fakty-i-etimologiia-5e4bd685733a3e3e6ab74086

Садовод
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: